Мои воспоминания

Легенда коми музыкального искусства Ия Петровна Бобракова (28 декабря 1927 года – 31 марта 2012 года; девичья фамилия Ильчукова) родилась в селе Пажга Коми области. В 1941 году поступила в педагогическое училище, в 1943 году перевелась в учительский институт. В 1943 году в городе открылось музыкальное училище, девушка стала параллельно обучаться в нём на дирижёрско-хоровом отделении и в 1947 году получила диплом за № 1. На этом она не остановилась, и в том же году продолжила образование на вокальном отделении (окончила в 1950 году). С 1944 года Ия Ильчукова занялась профессиональной деятельностью – она стала артисткой хора Коми государственного ансамбля песни и пляски. С 1947 года Ия Петровна преподавала в Сыктывкарском педагогическом училище, затем поступила в Ленинградскую консерваторию, где окончила два факультета: вокальный (училась в 1950–1955 годы) и оперно-режиссёрский (1958–1963 годы).
С 1955 года, вернувшись из Ленинграда, И. П. Бобракова работала солисткой КЭБа (концертно-эстрадное бюро, с 1957 года – филармония), преподавала вокал и являлась заведующей учебной частью музыкального училища. Она сразу же поставила вопрос о создании в Сыктывкаре музыкального театра. Его открытие состоялось 26 августа 1958 года оперным спектаклем П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (режиссёр-постановщик профессор Ленинградской консерватории А. Н. Киреев, ассистент И. П. Бобракова). Её жизнь была неразрывно связана со своим театром. В 1958–1963 годы она была его солисткой, в 1963–1967 и 1970–1973 годы – режиссёром-постановщиком, в 1973–1975, 1976–1980, 1990–2011 годы – главным режиссёром и художественным руководителем. В 1991 году Ия Петровна стала организатором ежегодного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна), который получил международный статус. В 1992 году по её инициативе музыкальный театр стал Коми республиканским театром оперы и балета.   И. П. Бобракова отмечена многими наградами. Она заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), народная артистка Российской Федерации (1994), действительный член (академик) Петровской академии наук и искусств (2001), Почётный гражданин Сыктывдинского района (2003), трижды лауреат Государственной премии Республики Коми (1991, 1997, 2011).
С Ией Петровной мне посчастливилось часто общаться на протяжении двух десятков лет. В Музее истории просвещения Коми края сформировался её личный фонд, включающий документы, фотографии, личные вещи, афиши. Эти экспонаты представлены в театральном уголке. Она не пропустила ни одного музейного мероприятия, часто рассказывала – очень эмоционально и ярко –      о своей театральной жизни. Вне сцены себя не представляла. Я предложила написать книгу о ней. Она с радостью согласилась. В течение года мы каждую субботу встречались и подолгу говорили. Конечно, какие-то детали ушли из памяти Ии Петровны, поэтому их пришлось сверять с архивными документами и публикациями в периодических изданиях разных лет. Некоторые эпизоды из своей биографии она записывала в обычную школьную тетрадку. Один из этих эпизодов связан с открытием музыкального театра в августе 1958 года. В нём Ия Петровна образно передаёт своё восторженное состояние, которое не заглушило время.

Майя Бурлыкина, директор
Музея истории просвещения Коми края.


*  *  * 
 
Начинаю!!! Что выйдет и как выйдет – не знаю. В эту белую ночь не спится, но всё не напишешь. С чего всё началось? 26 августа 1958 года на сцену Республиканского Драмтеатра им. В. Савина вышла большая делегация во главе Председателя Совета Министров Коми АССР Зосимы Васильевича Панева, замминистра культуры Коми АССР – Серафимы Поповой, директора театра И. Н. Попова, художественного руководителя нового театра Б. С. Дейнека, профессора ЛОЛГК (Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория) Алексея Николаевича Киреева. И в числе этой делегации была и я – Ия Бобракова (солистка нового музыкального театра и ассистент режиссёра-постановщика оперы «Евгений Онегин»). В исполнении симфонического оркестра звучал «Полонез из VI картины» этой оперы.
Слово З. В. Панева – Председателя Совета Министров Коми АССР:
– Дорогие товарищи! Сыктывкарцы! Гости нашей столицы, Коми АССР!
Запомните сегодняшний день! Впервые открывается в республике – Музыкальный театр! В культуре нашей республики – это великое событие! Республика наша – растущая! В скором будущем откроется государственный университет, строится лесопромышленный комплекс, строится железная дорога – в столицу приедут высококвалифицированные специалисты, интеллигенция в городе и республике увеличивается. Все лучшие образцы музыкально-театрального искусства должны звучать и быть представленными в нашем Сыктывкаре, а лучшие спектакли – во всех городах Республики. И вот сегодня впервые на Ваших глазах откроется занавес нового театра и вы увидите шедевр мировой музыкальной культуры: оперу великого русского композитора П. И. Чайковского по поэме в стихах А. С. Пушкина – «Евгений Онегин»! Хочу поблагодарить профессора Ленинградской консерватории Алексея Николаевича Киреева – за отзывчивость и согласие – поставить оперу у нас на открытии музыкального театра. Дирижёра – Бориса Александровича Чайковского (представителя Министерства культуры РСФСР – за активную помощь). Серафиму Михайловну Попову, Бориса Степановича Дейнека, Ию Бобракову – эту чудо-активную женщину, всех организаторов, активистов, пламенных борцов за создание, формирование труппы театра! Спасибо Вам!
Слово берёт Серафима Михайловна Попова (замминистра культуры Коми АССР). С волнением и радостью рассказывает, сколько кабинетов пришлось посетить в Москве с убеждениями всех представительств для разрешения на открытие музыкального театра в нашей республике. 
Алексей Николаевич Киреев подчёркивает в своём выступлении, как мало знает о Коми Республике:
– Единственная моя студентка из Коми Ия Бобракова. С I курса до окончания консерватории была и есть моя ученица. Я многое узнал через неё, какой мужественный народ живёт в этой суровой северной республике. И, конечно же, они заслуживают такого большого подарка – как создание и открытие в республике музыкального театра. Спасибо правительству республики и лично З. В. Паневу за такой великий подарок народу коми и всем живущим людям в этой прекрасной республике. Мне очень хочется познакомить Вас и представить главных исполнителей первого представления. Партию Евгения Онегина исполняет выпускник Московской консерватории Геннадий Хакимов. Партию Владимира Ленского – выпускник Московской консерватории Анатолий Шурыгин. Партию Татьяны Лариной исполняет солистка республиканской филармонии Валентина Ищенко. А 28 августа (на второй премьере) – выпускница Ленинградской консерватории Галина Привольцева. Партию Ольги Лариной исполняет выпускница Ленинградской консерватории Ия Бобракова. Партию няни-Филиппьевны – выпускница ЛОЛГК – Екатерина Орлова. Князя Гремина поёт Борис Дейнека, француза Трике (учителя пения) поёт выпускник ЛОЛГК Генрих Горностаев. В спектакле принимает участие весь состав хора. Главный хормейстер – Михаил Орлов (на первом спектакле он поёт партию Трике). Постановка танцев – Григория Ваховского (главный балетмейстер театра). Спектакль подготовлен режиссёром-постановщиком А. Н. Киреевым – профессором ЛОЛГК – это я! Музыкальный руководитель – Владимир Михайлович Каплун-Владимирский, бывший первый скрипач Большого театра, а дирижирует сегодня премьерой «Евгения Онегина» – Борис Чайковский! Поздравляю Вас, дорогие друзья музыкального мира! Желаю удачи! Удачи на долгие, долгие годы!!! Первому оперному театру прекрасной Коми республики! Маэстро! Прошу Вас занять пульт Дирижёра и начать спектакль! Спасибо! Спасибо! Удачи, удачи! 
Так, начинается увертюра к опере «Евгений Онегин» и открывается занавес.
Весь зал замер! Словно в нём нет никого. После увертюры к опере (это так называемые «секвенции») звучит дуэт Татьяны и Ольги:
«Слыхали ль Вы 
За рощей глас ночной
Певца любви, певца печали...»
Потом вступают: Ларина и няня
«Они поют, и я певала
В давно прошедшие года.
Ты помнишь ли?»
Няня: Да! Я помню, помню... (получается квартет женщин – обитателей дома Лариных: Ларина, няня, Татьяна, Ольга).
Когда завершился «квартет» – Татьяна и Ольга убегают.
Весь зал словно встрепенулся...
Шквал аплодисментов... после первого исполнения первого квартета. 
Я – от счастья и радости – расплакалась. 
Ведь началась опера, и она уже идёт, а зрительный зал даже «квартет» встречает восторженно!
Далее – закулисный хор:
Соло «мужичка-тенора» «Болят мои скоры ноженьки» (это пел хорист Григорий Бровко). Хор подхватывает «Скоры ноженьки со походушки» и выходит на сцену 21 человек (зал встречает их снова аплодисментами).
Затем: «Плясовая» – «Уж как по мосту-мосточку, по калиновой дощечке» (пляшет и хор и балет, лихо по-крестьянски, под гром аплодисментов).
Я с Валентиной Ищенко уже на сцене возле матушки Лариной и няни. Любуемся крестьянскими плясками (я сквозь слёзы, как будто смеюсь, а я плачу от счастья; зал по-прежнему восторженно хлопает, улыбается и тоже радуется). 
Хор уходит. Начинается моё Ариозо, т.е. Ариозо Ольги:
– Ах, Таня, Таня!
Всегда мечтаешь ты!
А я так не в тебя.
Мне весело, когда я пенье слышу!
Я не способна к грусти тёмной!
Я не люблю мечтать в тиши.
Иль на балконе ночью тёмной
Вздыхать, вздыхать... Из глубины души
(Обнимаю Татьяну и продолжаю.)
Зачем вздыхать.
Когда счастливо мои дни юные текут...
Я беззаботна! И шаловлива! 
Меня ребёнком все зовут!
Приезд Владимира Ленского и Евгения Онегина. Встречает их сама Ларина. При появлении красивых, юных, молодых Ленского и Онегина на веранде суета, Татьяна чуть не убежала:
– Ах, убегу. 
Мать останавливает, поправляет их одежду и причёски. 
Выходят главные исполнители, которых давно ждёт зал!
Геннадий Хакимов – блестящий Онегин! Статный, красивый и выдержанный!
Анатолий Шурыгин – как друг дома непосредственен, немного суетлив. Ему не терпится скорее остаться вдвоём с Ольгой. 
– Я люблю Вас, Ольга,
Как одна безумная душа поэта...
И любить мне суждено!
Ариозо Ленского звучит очень мило, чисто, голос звенит обворожительно! Слушатели в восторге!
Сцена Геннадия Хакимова (он пел эту партию в консерватории в Москве не раз, а потому держался очень свободно).
Трепетная Татьяна – Валентина Ищенко (конечно же, немного полноватая для восемнадцатилетней, юной Татьяны), но голос, голос! (красивейший, лирико-драматический, несравненный и неповторимый, богатейший, тембристый, заставляет всё забыть, чтобы слушать Валечку Ищенко и восхищаться).
Завершает первую картину двумя фразами няня – Е. Орлова:
– Моя голубка! Идёт смиренно! 
Идёт с барином Онегиным. 
Уж не приглянулся ли ей барин этот новый?
Все исполнители заходят в дом. На веранде одна няня со вздохами, глубокими «охами». Какое предчувствие ей померещилось? (Так заканчивалась первая картина.)
Весь зал «стонал», визжал на закрытие занавеса, ещё не положено кричать «бис» и «браво», а зал не хотел ждать конца спектакля. Зал кричал от души и сердца «браво»! Это «браво» поддерживали и высокие гости, представители министерства культуры, преподаватели КГПИ, музучилища и школы и все присутствующие на открытии такого «чудо-театра», как высказывались после окончания спектакля! 
II-я картина – «Сцена письма Татьяны к Онегину». III-я картина – Сцена в саду «Вы мне писали» и вся ария Онегина. IV-я картина – «Ларинский бал» – именины Татьяны и ссора Ленского и Онегина. V-я картина – Картина «Дуэль», гибель Вл. Ленского. VI-я картина – Бал. Появление гостей под «Полонез». Е. Онегин: «И здесь мне скучно».
Выход князя Гремина (Борис Дейнека) и Татьяны (Валентина Ищенко). Ария Гремина «Любви все возрасты покорны».
Встреча Татьяны с Онегиным. Ария его: «Ужель та самая Татьяна» и под «Экосез балета» – убегает с бала – Евгений Онегин.
Всё это на таком эмоциональном подъёме, публика то ликует, то молча сопереживает, то от удовольствия рукоплещет. 
Закрывается занавес. Рукоплескание.
VII-я – заключительная картина.
Татьяна читает письмо: 
– О, как мне тяжело, 
Опять Онегин встал на пути моём
Как призрак беспощадный...
Появление Онегина, который становится на колени, умоляя простить его… Не лишать его счастья, любви и жизни...
Всем известна эта картина! Сыграна она была настолько естественно, что многие женщины в зале, не скрывая и не стесняясь, плакали вместе с Татьяной.
– Онегин! Я другому отдана!
И буду век ему верна!
Прощай!
(Татьяна убегает.)
Онегин: 
– Позор! Позор!
О жалкий жребий мой! 
(Геннадий Хакимов на коленях и рыдает. Закрывается занавес.) 
Последние аккорды симфонической оперы, и занавес закрывается! Небольшая пауза, и далее шквал аплодисментов. Овации. Крики: браво! спасибо! с премьерой!
Занавес ещё много раз открывается: выходят на поклоны все участники спектакля. Вручаются цветы, корзины с цветами и... Серафима Михайловна Попова со слезами на глазах громко говорит: 
– Спасибо! Спасибо! За предоставленное счастье!
Выходит, конечно же, профессор А. Н. Киреев и дирижёр Б. Чайковский. Кланяются и благодарят исполнителей. 
Выходит Зосима Васильевич Панев: 
– Друзья! Поздравляю всех Вас с открытием чуда – музыкального театра. Спасибо! Зэв ыджыд аттьö. С победой! С победой! Я очень рад! О сегодняшнем вечере надо написать книгу. Пройдёт время, Вы все будете помнить, я уверен, этот День! Этот большой праздник! Но вы должны суметь рассказать и нашим потомкам! Театр будет жить! Я в этом абсолютно уверен! Сегодня – Онегин, а далее «Травиата», потом опера «Фауст», «Богема-Пуччини», «Севильский цирюльник» и будут, наверно, созданы (должны быть созданы) и национальные оперы. И оперы и балеты. Надеюсь, что будут звучать в нашем музыкальном театре и оперетты: классические, советских композиторов и национальных авторов. А вот в антракте мне удалось поговорить с Владимиром Михайловичем Каплун-Владимирским. Завтра Владимир Михайлович дирижирует оперой «Евгений Онегин» (т.е. 28 августа), а потом приступает к разучиванию вокальных и хоровых партий из оперы Джузеппе Верди «Травиата», по драме Дюма «Дама с камелиями». Принимаются некоторые шаги для приглашения дополнительного состава исполнителей: солистов, артистов балета, артистов хора и артистов оркестра. 
З. В. Панев (продолжает):
– А сейчас позвольте мне вручить ордера на квартиры. Первыми новые квартиры в новом красивом доме – в центре города по улице Интернациональной, 113 – Дом для служащих народного хозяйства – получают: главные активисты, главные создатели музыкального театра: директор музыкально-драматического театра – Иван Николаевич Попов, художественный руководитель и солист музыкального театра – Борис Степанович Дейнека и солистка театра, а также ассистент режиссёра-постановщика, главный борец за создание музтеатра в своей республике – сыктывкарка Ия Петровна Бобракова. Ия Петровна хлопотала перед Советом Министров Коми АССР и СССР, чтобы мужа – майора Бобракова Алексея Петровича перевели в Сыктывкар из Ленинграда. И добилась своего. Министерство обороны СССР пошло навстречу нам и направило майора Бобракова на службу в Сыктывкарский военкомат. Ну, а теперь, позвольте Вам вручить ордер на большую, красивую квартиру! (В зале горячие аплодисменты.)
Я с дрожащими руками подошла к Зосиме Васильевичу за ордером на новую квартиру №37 по улице Интернациональной, 113, где я и моя семья живём все эти 50 лет! (Вот ведь как бывает.)
Иван Николаевич ушёл из жизни в этом доме, Борис Степанович Дейнека уехал в Москву из этого дома через два года, а я все 50 лет продолжаю жить в этой квартире вместе с семьёй моего сына.
28 августа в 19 часов состоялась вторая премьера «Евгения Онегина».
Партию Татьяны исполняла Галина Привольцева, Ольгу пела Екатерина Орлова, Ларину пела Любовь Седова, няню – исполняла Ия Бобракова, Евгения Онегина – Геннадий Хакимов, Вл. Ленского – Геннадий Горностаев, Трике (француза) – пел Михаил Орлов, князя Гремина – по-прежнему Борис Дейнека (в остальных партиях те же, что и 26 августа).
Публика принимала так же хорошо! Отлично! Многие из зрителей от 26 августа вновь повторили посещение. В первую очередь это были педагоги музучилища и музшколы, артисты ансамбля песни и танца Коми АССР (многие артисты из ансамбля выступали в опере «Евгений Онегин»). Спектакль шёл слаженно и без проколов. Дирижировал Владимир Михайлович Каплун-Владимирский. Что удивительно для Каплуна? Он знал оперу на память! Он почти не заглядывал в партитуру! Легко и просто управлял и оркестром, и сценой. Восхитительно!
Не случайно же говорили на протяжении 15 лет служения в нашем театре, что где ещё есть такой дирижёр, как Каплун-Владимирский Владимир Михайлович! Чудо-дирижёр!
В театре он работал до 86 лет, никуда больше не уезжал и дирижировал до 1980 года всем репертуаром. Начиная со сказок: «Красная шапочка» – «Яг-Морт» (первый национальный балет Я. Перепелицы), «Травиата», «Риголетто», «Фауст», «Запорожец за Дунаем», «Домна Каликова», «На Илыче» (национальная опера) и всеми остальными спектаклями.
С каким наслаждением дирижировал 80-летний дирижёр классической опереттой: «Сильва», «Марица» (Имре Кальмана); «Цыганский барон», «Летучая мышь» (И. Штрауса); «Вольный ветер», «Белая акация» (И. Дунаевского), «Севильский цирюльник» (Россини).
Блестяще! Блестяще! И это незабываемо! Никогда! Чудо!
Подобного дирижёра в нашем театре более не было! Кроме, пожалуй, ещё Клауса Николая Порфирьевича.


Из тетради И. П. Бобраковой «Мои воспоминания».
android anti spy app spy messages android android spy app remote cell phone spying simple cell phone spy reviews spy cam iphone how to catch a cheating spouse with his cell phone cheating spouse text messages software software to spy on iphone cheating husband cell phone spy spy on cheating spouse cell phone cell phone recorder spy is there an app to catch a cheating spouse buy viagra in britain