Республиканский литературно-публицистический,
историко-культурологический, художественный журнал
Республикаса литература, публицистика,
история, культурология да художественнoй журнал
(8212) 201-499
г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 229

Главный редактор

П. Лимеров

info@artland.ru

Слово «АРТ» имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить».

Журнал рассчитан на преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми.

Новости редакции

14.03.2024
Ознакомьтесь с памяткой для населения
06.06.2023
С 7 по 9 июня молодые авторы-исполнители из нашей республики посетят мастер-классы педагогов и творческую встречу с участием наставников и студентов академии.

Подписной индекс
П4453

Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья

img

Проект: замыслы и смыслы От мечты к реальности или «золото пошло».

 

В 1974 году в ходе археологических раскопок в Княжпогостском районе Республики Коми были обнаружены чаша из капа с рукоятью в виде фигурки медведя и серебряный ритон в форме головы быка VI–VIII вв. н.э. Предметы из погребений I Вислянского могильника стали первой и наиболее богатой находкой в захоронениях курганного типа на территории европейского Северо-Востока. Уникальность обнаруженного материала и значение его для изучения древней истории стали причиной передачи их на хранение в Государственный Эрмитаж. Автор находки Элеонора Анатольевна Савельева, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, вспоминает: «Веслянский I могильник относится к числу уникальных памятников Республики Коми. Это первый могильник, на котором были обнаружены погребения воинов-дружинников, закинутые судьбой из южных степных районов в наш суровый северный край. Он был открыт в 1962 г. Вымским археологическим отрядом Коми филиала АН СССР под моим руководством в ходе первых разведочных работ на Выми. Но тогда в северной части могильника были открыты грунтовые захоронения, только более ранние, чем известные мне на Выми. Я вернулась на могильник через много лет – в 1974 году со студентами историками Сыктывкарского государственного университета. Вот тогда и произошло подлинное открытие могильника.

 

 

Он расположен в устье небольшого ручья, впадающего в Вымь, на её левом берегу, на бору, недалеко от берега реки. Этот бор оказался настоящим археологическим клондайком. Здесь были открыты памятники разных эпох – бронзы, раннего железного века, раннесредневековое поселение, могильник перми вычегодской. Кстати, на Веслянском I поселении была найдена и бронзовая бляшка, выполненная в пермском зверином стиле. Она круглой формы, в центре изображена антропоморфная фигура с вытянутыми в стороны двухпалыми руками, расставленными в стороны ногами и повёрнутой головой с клювовидным профилем. Фигуру окружают зооморфные существа, расположенные по окружности: две удлинённые лосиные головы, сходившиеся мордами над головой человека и не чёткая фигура у него под ногами, вероятно, двуглавого ящера. Глаза всех персонажей выполнены в форме розетки. В нижней части бляшки – пара сквозных отверстий.

 

Но из всех памятников, открытых на веслянском бору, наибольший научный интерес представляет Веслянский I могильник. Уникальность его определяется тем, что это был первый могильник на территории нашей Республики, на котором были обнаружены погребения под небольшими насыпями, то есть курганами. Они практически не были видны на поверхности. До этого я раскапывала погребения в грунтовых ямах, которые были заметны по овальным впадинам. Много раз я задавала себе вопрос – чем привлёк меня этот бор, на котором как будто не было никаких ям. Думаю, что помогла интуиция. Помню открытие первых погребений. Они поразили и меня, и студентов. В них были обнаружены предметы, до этого никогда не встречавшиеся на наших северных памятниках – боевое оружие, богатые поясные наборы с пряжками, бронзовыми и серебряными накладками, некоторые с золотыми пластинками, украшенными сканью и зернью, культовые предметы, выполненные в зверином стиле. И, наконец, я услышала возглас одного из студентов – Саши Савельева: “Вот и золото пошло”.

 

Это был серебряный ритон в форме головы быка, который так блестел, что студенты приняли его за золотой. Но не меньший восторг вызвали находка деревянной чаши с ручкой в виде скульптуры медведя, выполненной рукой подлинного Мастера, а также железная кольчуга в форме рубашки. Кстати, ни в одном из музеев России нет ни такого ритона, ни деревянной чаши со скульптурой медведя. Аналогичный ритон хранится в одном из музеев Нью-Йорка. Его исследователи указывают, что подобный найден в России, в Республике Коми, на Веслянском I могильнике. Богата наша земля древними сокровищами, скрытыми в земле. И далеко не все они ещё открыты.
Серебряный ритон и деревянная чаша хранятся в главной сокровищнице России – Государственном Эрмитаже. И я думаю, что мною было принято правильное решение о передаче их в Эрмитаж. Они составляют российскую культурную ценность, достойные того, чтобы о них и о богатствах нашей земли знали и наши соотечественники, и зарубежные гости».1 

 

Подлинные ритон и чаша действительно с того времени находятся в запасниках одного из главных музеев нашей страны. Лишь однажды уникальная чаша покидала стены Эрмитажа для участия в выставке в Нью-Йорке (The Golden Deer of Eurasia: Scythian and Sarmatian Treasures from the Russian Steppes. Музей Метрополитен. Нью-Йорк. 12 октября 2000 – 4 февраля 2001). 

 

В Сыктывкаре на постоянной экспозиции отдела истории Республиканского историко-краеведческого музея (ныне – НМРК), открытой в 1985 году к VI международному конгрессу финно-угроведов, изделия древнего искусства из Веслянского могильника демонстрировались в виде голографических изображений. К чести её создателей – очень современный способ показа для музейных экспозиций того времени. И всё-таки хотелось увидеть подлинники… 

 

Стремление показать уникальные предметы на родине, в республике, воплотилось в совместном проекте Национального музея Республики Коми и Государственного Эрмитажа. Во многом он стал первым: первой выставкой Эрмитажа в Республике Коми, первым опытом экспонирования эрмитажных коллекций в нашем регионе».

 

Предметы первобытного искусства Северного Приуралья

 

 

Выставка «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья» объединила в одном экспозиционном пространстве 158 предметов культовой зооморфной пластики трёх крупных собраний археологических древностей республики: Национального музея Республики Коми, музея археологии европейского Северо-Востока Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета и коллекции Государственного Эрмитажа. 
Предметы на выставке объединены темой «звериного стиля», широко распространённого в древнем искусстве. Разные по художественному воплощению, они отражают основные направления художественной металлической пластики с мотивами людей, животных и птиц, получивших развитие на территории европейского Северо-Востока в I тыс. до н.э. – начале II тыс. н.э. Произведения погружают нас в пространство мировосприятия населения, обитавшего на территории Северного Приуралья в древности. Тонкое исполнение образов, украшавших некогда одежду, оружие, использовавшихся в ритуалах, свидетельствует о высочайшем мастерстве древних литейщиков. Изделия передают картину мира через причудливое соединение в мифологические композиции образов животных, людей, птиц, показывая сложность взаимосвязей между природой и человеком в ту далёкую эпоху. 

 

«Звериный» стиль в прикладном творчестве широко проявляется в Приуралье в раннем железном веке, в культурах ананьинской эпохи (I тыс. до н.э.). На территории европейского Северо-Востока большинство находок с изображением людей, зверей и птиц этого периода имеют параллели в древностях Прикамья и, возможно, связаны своим происхождением с территорией ананьинского металлургического центра. «Ананьинский звериный стиль» характеризуется преобладанием образа хищника (волка, медведя, хищной птицы) как символа воинственности и мощи. Эти образы сложились под влиянием «скифского звериного стиля» и часто использовались для украшения боевого статусного оружия, которое, по мнению исследователей, являлось символом власти военной верхушки ананьинского общества. В меньшей степени присутствуют антропоморфные изображения и сложные трёхуровневые композиции, которые в последующее время получают распространение в искусстве региона. 

 

Самыми ранними предметами бронзовой зооморфной пластики на территории европейского Северо-Востока являются находки поселений Борганьёль I и II, датированные VIII–VI вв. до н.э.2 Подлинный шедевр искусства этого времени – бронзовая секира с навершием втулки и обухом в виде голов грифонов из д. Слудка VI–V вв. до н.э.3 
Наиболее богатая коллекция предметов «звериного стиля» ананьинского времени получена из погребений середины – второй половины I тыс. до н.э. Шиховского могильника. Среди предметов бронзовые бляшки, зеркало с прочерченной фигурой медведя, литые украшения в виде фигурок медведей, бобра, быка, ящера и птиц, предметы вооружения: навершия кинжалов или ножей с образами волка-медведя, наконечник ножен в виде головы грифона и зооморфный колчанный крючок, датированные V–III вв. до н.э.4 

 

Среди культовой металлической пластики гляденовского времени (конец I тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.) предметы вооружения с изображениями хищных животных отсутствуют, преобладают образы человека, лося и парящей птицы. Показательными для отражения местных элементов являются плакетки Уньинского клада, найденного в 1884 г. на берегу р. Печора5. Уньинский клад был выделен Г.М. Буровым, как эталонный памятник «печорского» (местного для европейского Северо-Востока) «звериного стиля» и датирован III–IV вв. н.э.6 Клад состоит из фигурок лосей, птиц с антропоморфными личинами и звериными головами на тулове, композиций со сценами «терзания».
Выразительно иллюстрирует своеобразие искусства звериного стиля гляденовского времени культовое литьё поселения – 
святилища Мыёлдино и поселения Пожегдин III–IV в. н.э. Среди изделий мы видим бляшки в виде антропоморфных личин с «отростками – лучиками», орнитоморфное мифическое изображение, птицу с личиной на груди, фигурки пушных зверьков, сложные композиции с сочетанием зооморфных, антропоморфных и орнитоморфных образов. 

 

 

В середине – второй половине I тыс. н.э. происходит расцвет «звериного стиля», который выражен в разнообразии образов и сюжетов и широком территориальном распространении, охватывающем обширные пространства лесной зоны Евразии. В лесной полосе Приуралья формируется искусство «звериного стиля», в основу которого легли как местные сюжеты предшествующего времени, так и мотивы, привнесённые на эту территорию в результате миграционных процессов середины I тыс. н.э. Изделия этого периода образуют две группы. Распространение первой связано с миграционными процессами эпохи Великого переселения народов и появлением на территории европейского Северо-Востока нового типа погребальных памятников – захоронений под курганными насыпями, оставленных, по мнению исследователей, группами кочевников, пришедших через Прикамье, исходной территорией обитания которых определяются лесостепные просторы Западной Сибири7. Наиболее богатым могильником с погребением под курганными насыпями на европейском Северо-Востоке является I Веслянский могильник, из погребений которого происходят уникальные предметы: серебряный ритон в виде головы быка и чаша из берёзового капа с ручкой в виде фигуры медведя. Изделия, как говорилось ранее, были найдены на территории республики и переданы в Эрмитаж. Ритон, выполненный в форме реалистично воспроизведённой головы быка, представляет собой образец работы иранских мастеров периода Сасанидской империи. Ближайшей ему аналогией является ритон из коллекции галереи искусства Фрир8. Второй предмет – чаша, вырезана из берёзового капа. Край с небольшим валиком был украшен серебряными пластинчатыми треугольными обкладками, прибитыми к основе бронзовыми гвоздиками.

 

Наиболее распространёнными для европейского Северо-Востока являются изображения лося-человека. Стилизованные такие сюжеты известны из материалов Хэйбидя–Пэдарского жертвенного места и датированы VI–VII в. н.э. Расцвет этой сюжетной линии демонстрируют изделия Ухтинского клада из собрания Эрмитажа. Это пластины с каноническим для раннесредневековой культовой металлической пластики Северного Приуралья изображением крылатого лося-человека, стоящего на голове ящера. Подобного вида образки относят к «дарственным пластинам», которые преподносили первопредку при совершении культового обряда населением Северного Приуралья второй половины I тыс. н.э.9. 

 

Разнообразный по составу Подчеремский клад случайно обнаружен летом 1929 г. в обрыве берега р. Подчеремы, правого притока р. Печоры. В 1931 г. он поступил на хранение в Эрмитаж. Клад включает в себя как изображения, характерные для приуральского литья – это пластина с изображением фигуры человека с головой хищной птицы на темени в окружении лосе-людей, антропоморфные фигуры «наездников» на рыбе, ящере и бобре, так и предметы, аналогии которым известны в погребальных памятниках Харинского типа: рукоять, оформленная в виде фигурки медведя или росомахи и фигурки «утколосей». Украшения в виде объёмных фигурок хищных птиц, подвесок коньков, дисковых накладок, оформленных фигурками птиц, по стилю изображения не имеют близких аналогий на европейском Северо-Востоке. В кладе присутствуют рукояти в виде головы оленя и лося, которые встречаются в древностях Западной Сибири и в Прикамье10. Отдельную категорию изделий представляют культовые ложки из Подчеремского клада с изображением личин, лосиных голов, фигурок медведей на рукояти. Близок им черпак, найденный у д. Песчаный Нос, на черенке которого имеется изображение зооморфной головы.

 

Такие изделия отливались в глиняной двустворчатой форме, изготовленной по резному шаблону и восковой модели «навыплеск». На территории Пермского Предуралья в VII–IX вв. подобные металлические ложки носили в качестве амулетов-подвесок в составе женских поясных наборов и использовали во время ритуальных обрядов11. 

 

Одной из самых уникальных и известных находок зооморфной культовой пластики на европейском Северо-Востоке является бронзовое кольцо с изображением девяти фигур животных, за которым в литературе закрепилось название «древнекоми промысловый календарь». Он найден случайно на берегу р. Вычегда. Первую и самую подробную расшифровку ему предложил Н.Д. Конаков, который связывал его с календарной обрядностью12. 

 

На рубеже тысячелетий происходит угасание уральского искусства звериного стиля. Вероятно, это связано с процессом вовлечения Перми Вычегодской в сферу экономических и политических интересов Древней Руси и Волжской Булгарии. На территорию европейского Северо-Востока начинают поступать изделия владимиро-суздальских, новгородских мастеров и булгарские изделия, которые, видимо, вытесняют предметы местного культового зооморфного литья, что ведёт к постепенному их исчезновению. 

 

Вокруг выставки

 

 

Выставка открылась 17 октября 2016 года в день рождения Национального музея Республики Коми. Такой редкий по красоте подарок к своему 105-летию и 95-летию республики музей готовил не один год. Переговоры, согласование сроков и условий, отбор экспонатов, дизайн выставки, составление сопроводительных текстов, подготовка каталога выставки – каждый из этапов требовал решения поставленных задач и формировал команду со стороны каждого участника проекта. 

 

Выставка стала событием, вокруг которого состоялось несколько мероприятий. Впервые на выставке были организованы публичные лекции с участием учёных Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН: Татьяны Юрьевны Туркиной, младшего научного сотрудника сектора археологии, и Павла Фёдоровича Лимерова, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника сектора фольклора. Они рассказали об искусстве «звериного стиля», истоках его зарождения, миропонимании древних людей, семантике образов, запечатлённых в сложных многофигурных композициях на предметах мелкой металлической пластики. Лекцию «Архаичный стиль в современном искусстве» для студентов-культурологов прочитал Александр Юрьевич Котылев, кандидат исторических наук, доцент Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.

 

Интерактивным компаньоном выставки «Люди. Звери. Боги» и в то же время самостоятельным проектом стала экспозиция, разместившаяся в соседнем зале, «Богатыри древнего Синдора». Она знакомила с ещё более ранним периодом истории и археологическими памятниками Висского торфяника: уникальной лыжей со скульптурным изображением головы лося VI тыс. до н.э. и деревянными луками – артефактами культуры древних охотников, проживавших близ озера Синдор, где до наших дней местное население сохранило легенду об удачливом охотнике Йиркапе.

 

В рамках работы двух выставок «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья» и «Богатыри древнего Синдора» состоялся Круглый стол «Архаичный «звериный стиль»: из прошлого в будущее». Региональные архаичные стили, связанные с древними культурами, интересны не только исследователям, но и художникам, дизайнерам, архитекторам и могут быть основой современных творческих экспериментов. Образы и стилистика древнего искусства привлекательны и в контексте развития туризма в регионе, выпуска сувенирной продукции, проведения арт-фестивалей и выставок современного искусства. Мотивы и образы архаичного «звериного стиля» могут шире применяться в декоративно-прикладном искусстве, архитектурном оформлении городов, в произведениях живописи и графики.

 

Проведённые на выставках экскурсии вызывали интерес посетителей к древнему искусству. Несколько суббот проходила акция «Выходной день в музее», в течение всего дня каждый час для посетителей были организованы экскурсии. Заинтересованность в привлечении большего количества людей на уникальную выставку дала свои результаты. Каждый посетивший залы музея получил незабываемые впечатления от предметов древнего искусства и от рассказа экскурсовода: «Огромная благодарность создателям выставки «Люди. Звери. Боги» и экскурсоводу Людмиле Александровне13. Собрать в одном месте такое собрание уникальных предметов первобытного искусства очень большая редкость, и удача попасть на такую экспозицию. Огромное спасибо экскурсоводу – очень интересные факты и удивительный рассказ. И вторая выставка «Богатыри древнего Синдора». Действительно, очень удивительно видеть такие древности в настоящее время, и знать, и даже гордиться тем, что мы являемся частью такой великой истории» öИз книги отзывовö. Студенты факультета «Народная художественная культура» Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета отметили, что «каждая личность, которая хоть как-то связана с искусством, должна побывать здесь и воодушевиться на новые работы, которые могут через сотни тысяч лет точно также оказаться на выставках музея». Выставку посетило две с половиной тысячи человек, состоялось шестьдесят экскурсий.

 

 

Необходимость фиксировать для будущих поколений собранный и научно обработанный материал привела к ещё одному важному этапу проекта – подготовке каталога. Его презентация состоялась 17 февраля 2017 года. Богато иллюстрированное издание с аннотациями на русском и английском языках включает все произведения древнего искусства с зооантропоморфными изображениями, представленные на выставке. Вступительная статья и аннотации к предметам подготовлены младшим научным сотрудником отдела археологии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Татьяной Юрьевной Туркиной и старшим научным сотрудником отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидатом исторических наук Екатериной Арнольдовной Шаблавиной. Научными консультантами каталога стали заместитель директора по научной работе Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, кандидат исторических наук Игорь Орестович Васкул, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Елена Ивановна Оятева, заведующий сектором лесной и лесостепной зоны Восточной Европы Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук Рафаэль Сергеевич Минасян. На презентации каталога особые слова признательности прозвучали в адрес Владимира Юрьевича Матвеева, безвременно ушедшего в марте 2015 года. Именно его деятельность на посту заместителя директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию подарила нам надежду, что выставка в Сыктывкаре обязательно состоится. Поддерживая стратегию продвижения коллекций Эрмитажа в регионы, хочется верить, что продолжение сотрудничества республики с крупнейшим музеем России имеет перспективу.

 

А пока презентацией каталога завершился уникальный проект, который впервые представил коллекции Государственного Эрмитажа в Республике Коми. 

 

1 Расшифровка интервью с Э.А. Савельевой на открытии выставки 17.10.2016 г.
2 Ашихмина Л.И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железного века. Сыктывкар, 1992. С. 7–8. 
3 Васкул И.О., Семёнов В.А. Люди – звери – птицы Северного Приуралья (эпоха раннего железа). Сыктывкар, 2004. С. 27.
4 Васкул И.О. Шиховской могильник раннего железного века (первые результаты исследований). Сыктывкар, 2002.
5 Туркина Т.Ю. Коллекция предметов зооморфных мотивов в собрании Национального музея Республики Коми: альбом-каталог. Сыктывкар, 2012, с. 5; Чагин Г.Н. Чердынские клады. Сокровища археологических коллекций. Пермь, 2013. С. 119.
6 Буров Г.М. Бронзовые культовые плакетки I тыс.н.э. на крайнем Северо-Востоке Европы: печорский местный «звериный» стиль öö Проблемы финно-угорской археологии Урала и Поволжья. Сыктывкар, 1992. С. 57–58.
7 Королёв К.С., Мурыгин А.М, Савельева Э.А. Ванвиздинская культура (VI-X вв. н.э.) öö Археология Республики Коми. М., 1997. С.412.
8 Gunter A., Jett P. Ancient Iranian metalwork in the Arthur M.Sackler Gallery and the Freer Gallery of Art. Washington,1992, p. 46, 205-210, сat. 38.
9 Оятева Е.И. Искусство Прикамья по материалам художественной металлической пластики. Сб.научн.трудов. Пермь, 2003. С. 66–75. 
10 Сокровища Приобья. Западная Сибирь на торговых путях Средневековья: каталог выставки. Салехард-СПб, 2003. С. 89; Кулябина Н.В. Наследие камской чуди: пермский звериный стиль: из собрания Пермского краеведческого музея: каталог. Пермь, 2013. С. 255, кат 296; Белавин А.М., Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Угры Предуралья в древности и средние века. Уфа, 2009. С. 253, рис. 75-2, 3, 6, 9-12.
11 Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура Средневекового Предуралья. Пермь, 2007. С. 58; Оятева Е.И., Игнатьева О.В., Белавин А.М. Пермский звериный стиль в сокровищнице Государственного Эрмитажа. Пермь, 2009. С. 64–65.
12 Конаков Н.Д. Древнекоми промысловый календарь (стиль календаря). Сыктывкар, 1987; Конаков Н.Д. Календарная символика Уральского язычества (Бинарный зооморфный код). Сыктывкар,1990.
13 Дурнева Людмила Александровна – научный сотрудник отдела истории НМРК.

 

14.04.2018