Республиканский литературно-публицистический,
историко-культурологический, художественный журнал
Республикаса литература, публицистика,
история, культурология да художественнoй журнал
(8212) 201-499
г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 229

Главный редактор

П. Лимеров

info@artland.ru

Слово «АРТ» имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить».

Журнал рассчитан на преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми.

Новости редакции

14.03.2024
Ознакомьтесь с памяткой для населения
06.06.2023
С 7 по 9 июня молодые авторы-исполнители из нашей республики посетят мастер-классы педагогов и творческую встречу с участием наставников и студентов академии.

Подписной индекс
П4453

Людмила Кочерган: "В ХХ веке художественный мир перевернулся"

Людмила Кочерган – заместитель директора Национальной галереи Республики Коми. В 1986 году окончила исторический факультет СыктГУ. Ведёт исследовательские работы по истории личностей и работ художников Республики Коми. Давний друг и автор журнала "Арт". Исследователь эстетического мира поделилась с нами своим мнением насчёт изменений в художественной реальности и её особенностей.

– Расскажите о вашей семье.

– В своей семье технарей я, наверное, первый человек, кто посвятил себя изучению гуманитарных наук. Даже когда училась в школе, моими любимыми предметами были физика, математика, а потом увлеклась историей и русским языком. Затем поступила на исторический факультет, закончила СГУ им. Питирима Сорокина. Следующее поколение моих родных также связало свою жизнь с гуманитарными науками.

– Какая ассоциация с детством?

– Любовь и забота. Всё это даёт ощущение защиты на всю последующую жизнь.

– Кто стал для вас учителем на жизненном пути?

– Трудный вопрос.  Конечно, в моей жизни есть люди, которым я бесконечно признательна за те уроки, которые получила, общаясь с ними. Когда учишься в школе, есть любимый учитель. Я бы выбрала техническую специальность, если в своё время после девятого класса наш замечательный преподаватель физики Элеонора Фёдоровна Савельева не сменила работу. Вышло так, что человек ушёл, и интерес пропал. А потом меня потянуло в гуманитарную сферу.

Когда училась в аспирантуре, мой преподаватель Лариса Павловна Рощевская, доктор исторических наук, научила меня профессионально работать с текстами, и за это я ей очень благодарна.

 Всё же больше ориентируюсь на свои ощущения. Если бы в моей жизни появился человек, который сыграл достаточно большую роль в становлении профессии, я бы шла за ним по пятам. Но в моём случае, люди приходят, с ними соприкасаешься, а потом общее дело заканчивается, и надо переключаться на следующее. Таким образом, перестаёшь взаимодействовать с человеком. 

– С чего начинается Родина для вас?

– У меня никогда не было желания уехать из нашей страны. Даже когда пошла волна иммиграции за границу. С этим переездом люди связывали свои надежды на лучшую жизнь. По моему мнению, лучше, чем на Родине, человеку нигде не может быть: ты вырос в этих местах, ты ешь ту еду, которая здесь выращивается, ты с детства общаешься с людьми, с которыми у вас общие интересы, взгляды на жизнь, и тебя могут понять. Ты общаешься на родном языке. Сейчас люди больше космополиты. Но на мой взгляд, при переводе на другой язык теряется смысл.

Родина для меня начинается с каждого утра. Ты просыпаешься и понимаешь, что живёшь в своей стране, на своём месте. Даже когда путешествуешь, в конечном итоге хочется вернуться в родной дом.

– Вы занимаетесь изучением историй личностей и работ художников из Коми. Какие особенности их произведений вы бы отметили?

– Сейчас модно говорить, что есть личные истории. Существуют даже музеи, которые создаются на их основе. Раньше, когда шла мемориализация, например, революции, она шла за счёт определённого события, которое нужно было запечатлеть в памяти людей. А сейчас самого человека ценят больше. Важно сохранить его личную историю. Что касается художника, его история – это прежде всего история его жизни, его служение искусству, его талант и жизненные перипетии. Каждый художник уникален. Изучение его жизни, с одной стороны, связано с возрождением памяти личности. А с другой – мы не можем приподнять завесу тайны над существованием любого человека. И, наверное, не стоит полностью раскрывать личную жизнь. Само прикосновение к биографии художника составляет творческий портрет, в котором исследователь делает свои штрихи. И от того, как он положит эти штрихи, будет зависеть ценность его исследования. Тут можно вспомнить историю Ван Гога. Когда, будучи нездоровым, он нарисовал своего лечащего доктора, все указали на непохожесть портрета с оригиналом. Тогда врач закинул портрет подальше на чердак. И через много лет, когда он достал эту картину, все пришли к выводу, что человек стал похож на свой портрет. С исследованием так же. Есть истина. Есть приближение к истине.

Много лет назад в Национальной галерее прошла выставка, состоявшая из двух частей. В одном зале показали работы коми художников, которые побывали в Болгарии. А другой зал наполнили картинами болгарских художников. В то время между Республикой Коми и Болгарией было много совместных проектов: наши художники ездили к ним, их художники – к нам. Они писали этюды, создавали произведения, и всё это хранилось в музее. На этой выставке меня поразили два момента. Заходишь в зал болгарских художников, видишь наши пейзажи яркие, красочные. Появляется ощущение знойного лета. После заходишь в зал наших художников, которые писали в жаркой Болгарии, а там, наоборот, монохромные скупые цвета. Всё очень верно передано, но коми художники привнесли северные нотки в болгарские пейзажи. Школа наших северных художников всё-таки сурова. Чего не скажешь о самих художниках.

– Дружат ли друг с другом коми художники? У них есть объединения?

– Творческие люди не совсем склонны к объединениям. Таким личностям необходимо признание. Им нужно, чтобы их творчество обсуждали, а не умалчивали об этом. Ведь работа состоялась, если о ней говорят. Либо её хвалят, либо критикуют, но сам факт искусства состоялся.

 Для того, чтобы создать произведение, человек должен быть наедине с собой. Понимание этого объединяет художников.

Что, по-вашему, чаще всего закладывают художники в своих произведениях?

– Своё я. В начале ХХ века художественный мир перевернулся. Есть искусство классическое, а есть авангардное. Существует чёткий критерий, разделяющий эти два понятия. В классическом искусстве творит Бог. Это та сила, которая создала гармоничный мир. Задача художника – воспроизвести этот мир на холсте. А в современном искусстве художник считает творцом себя. В произведении он прежде всего передает своё миросозерцание, свою философию. По моему наблюдению, чем меньше о картине художник говорит словами, тем больше он говорит о ней художественным языком. Автор закладывает в произведение тему, которая ему интересна, её значимость, свой взгляд на неё и на целый мир.

Какие значимые события в истории Коми края запечатлены художниками?

– Это всё же больше советский период. Прежде всего, Октябрьская революция, Гражданская война. У нас есть героиня коми народа – Домна Каликова. Я думаю, что нет такого советского художника, который бы не внёс эту тему в своё творчество. Это и те события, которые были значимы для государства, например, полёт в космос.

Каково изобразительное искусство художника в современном обществе?

– У нас недавно была выставка, привезённая из Санкт-Петербургского музея современного искусства Эрарта. У них интересная коллекция актуальных произведений со всей страны, включая питерский андеграунд советского периода. Там были представлены работы молодых художников. Самое интересное, что это художники – реалисты.

Дело в том, что в начале 2000-х годов у нас в стране сложилась такая позиция по отношению к классическим формам искусства, мол, всё это уже не нужно, не востребовано жизнью. По тем общественным веяниям всё складывалось в пользу актуального искусства. Это и перформанс, и арт-объект, в быстром создании которого задействованы не только сам творец, но и общество. Тогда многие художники отчаялись.

Но буквально с 2010-го года всё начало возвращаться к классическим формам искусства. На сегодняшний день уходит из центра внимания абстракция. Происходит возврат к искусству фигуративному (направление, описывающее объекты, сохраняющие сходство с реальными объектами, от которых произведены – прим. автора). Мы видим новое осмысление классического реализма.

Вы давно являетесь другом и автором журнала "Арт". Сотрудничество с журналом — это для вас хобби или ещё одна возможность выразить себя?

– У нас не так много возможностей публиковаться на уровне Республики Коми. Конечно, всегда интересно написать статью о художнике, потому что это форма работы с выставкой. А когда журнал «Арт» принимает наши статьи, мы очень благодарны. У журнала своё лицо, своя концепция. Он очень уважаемый за то, что делает и как собирает вокруг себя людей, какие глубокие материалы он печатает.

Что бы вы посоветовали молодому поколению?

– Я считаю, это совершенно не нужно молодому поколению. Сейчас наставление принимает форму монолога. Мне кажется, в современной жизни всё идет на уровне диалога, где восприятие осуществляется не всегда даже на уровне слов. Скорее это происходит на уровне эмоций, поступков. Молодые люди постоянно чему-то учатся. Если они откликаются на чувства, слова других людей и под их влиянием начинают действовать, то это и будет наставлением. От назиданий нужно вообще уходить, и от авторитетов тоже. Нельзя перед кем-то преклоняться. Можно испытывать уважение к человеку.

Считаете ли вы себя успешным человеком?

– Насчёт успешного не знаю, но вот счастливым считаю!

 Беседовала Елена Вишнякова.

Фото из архива Людмилы Кочерган.

 

19.02.2019