Главный редактор
П. Лимеров
info@artland.ru
Слово «АРТ» имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить».
Журнал рассчитан на преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми.
Новости редакции
Квиз? Да!
Максим Канов об игре «АРТ-квиз»
«АРТ-квиз» завершился, а вопросы остались. Будет ли следующая игра и что от нее ждать? Учитель истории, соавтор тематического квиза Максим Канов рассказал об особенностях в подготовке к игре и поделился планами на следующую встречу от художественного журнала «АРТ».
– Максим, теперь вы не просто играете в интеллектуальные игры, но являетесь автором проекта «АРТ-квиз». Всё-таки что интересней: играть или быть организатором?
– Однозначного ответа здесь не будет. Много лет я участвую в интеллектуальных играх в Республике Коми. Чувство азарта и спортивного состязания для меня не менее привлекательно, чем получение новых знаний. Но мне всегда хотелось попробовать свои силы в организации такой игры, взглянуть со стороны, поближе познакомиться с нюансами внутренней кухни игр. Не скрою: создавать игру оказалось гораздо сложнее, чем просто принимать в ней участие, но в этом тоже есть свой азарт – внутренне болеешь за игроков, пытаешься поставить себя на их место. И это захватывает: начав однажды искать и составлять вопросы, оставаться простым участником интеллектуальных игр уже не получится. Но замечу, что опыт создания игр помогает развивать интуицию, логику, абстрактное мышление, – словом, то, что пригодится и в игре, и в жизни.
– Пригодился ли при составлении вопросов опыт предыдущих игр? На чьей стороне вы были?
– Безусловно. Выражение «количество переходит в качество» здесь подойдёт как нельзя лучше. Со временем у любого, кто постоянно участвует в интеллектуальных играх, накапливается база знаний, вырабатывается некий инстинкт, – этот факт хорош и красив, надо запомнить его на будущее. Кроме того, подсознательно стараешься отделить вопросы на «чистое знание» от логических: первые в игровой практике не очень приветствуются, это сделало бы игры сугубо элитарными и недоступными широкому кругу любителей; хороший вопрос должен быть «раскрывающимся» (сложным на первый взгляд и парадоксально очевидным на второй). Автор вопросов не может быть ни на чьей стороне, его задача – совместить познавательную сторону игр со спортивной, поймать настроение аудитории, быть с ней «на одной волне».
– Какой вопрос вам показался наиболее интересным? Почему?
– Когда составляешь игру, каких-то предпочтений тем или иным вопросам не отдаёшь. Каждый вопрос чем-то зацепил, иначе он просто не оказался бы в игре. Только на самом «АРТ-квизе» по реакции игроков и зрителей становится ясно, какие загадки и головоломки вышли наиболее удачными. Мне всегда нравились вопросы, совмещающие наглядность, логику и «инсайт» (озарение). В этом смысле лучшими для меня стали вопросы из блока «АРТ-факт», особенно – вопрос про название картины Павла Микушева («Медведя знают все – медведь не знает никого»), в нём всё идеально сбалансировано. Надо стремиться к этому и в других вопросах. Из личного игрового опыта могу добавить: лучшие вопросы всегда те, которые ты «не взял», они делают тебя умнее.
– Какие выводы сделали по итогам первой игры? Что измените в ходе ведения или при составлении вопросов?
– Конечно, ожидания от игры всегда расходятся с реальностью, но в этом случае вышло так, что мои ожидания оказались немного заниженными: первая игра прошла даже лучше, чем мы предполагали в теории. Наверное, стоит ещё раз поблагодарить наших партнёров из ЮБРК за поддержку: без их помощи в организации «АРТ-квиза» мы бы не справились. Отзывы, полученные нами после игры, однозначно положительные и при этом несколько противоречивые: одни участники настаивают на усложнении игры, другие намекают, что можно было бы и полегче вопросы сделать. Истина, как всегда, посередине. При составлении заданий буду ориентироваться на тематические туры, делающие игру более разнообразной: музыкальные, визуальные, литературные вопросы, не выходящие за рамки общей эрудиции и при этом связанные с краеведческой, национальной тематикой. На мой взгляд, федеральные квизы совершенно не учитывают местную специфику, и я постараюсь по мере сил это исправить. Сам формат квиза оправдал себя, он привлекателен для молодёжи, и менять его на что-то другое в ближайшем будущем нецелесообразно.
– К чему готовиться участникам следующей встречи?
– К хорошему времяпрепровождению в компании друзей, в первую очередь. «АРТ-квиз» служит целям популяризации коми и финно-угорской культуры, истории, языка, традиций, героев, но делает это без фанатизма и с акцентом на спортивно-развлекательную составляющую. При создании игры я в первую очередь стремлюсь к тому, чтобы участникам было интересно, чтобы игра побуждала их к чему-то новому, большему: возможно, кто-то захочет больше узнать о коми литературе, об исторических деятелях, новых направлениях финно-угорского искусства. Если хотя бы на одного подписчика «АРТа», читателя библиотеки, пользователя тематических сайтов станет больше, это значит, что моя цель достигнута. Стоит ли говорить, что шанс победить в «АРТ-квизе» есть у каждого, кто неравнодушен к литературной, научной и художественной жизни республики? Собирайте отличную команду, подавайте заявку в редакцию, приготовьтесь к встрече со старыми друзьями и интеллектуальной битве! Ведь, как я уже говорил, удача любит подготовленных. До новых встреч, друзья!
Напомним, что «АРТ-квиз» впервые прошел 30 января в Юношеской библиотеки Республики Коми. Интеллектуальная игра состояла из нескольких туров, каждый из которых тематически связан с тем или иным разделом журнала «АРТ».