Республиканский литературно-публицистический,
историко-культурологический, художественный журнал
Республикаса литература, публицистика,
история, культурология да художественнoй журнал
(8212) 201-499
г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 229

Главный редактор

П. Лимеров

info@artland.ru

Слово «АРТ» имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить».

Журнал рассчитан на преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми.

Новости редакции

14.03.2024
Ознакомьтесь с памяткой для населения
06.06.2023
С 7 по 9 июня молодые авторы-исполнители из нашей республики посетят мастер-классы педагогов и творческую встречу с участием наставников и студентов академии.

Подписной индекс
П4453

«Активный поиск» художницы Натальи Селиверстовой

img

Художница из Сыктывкара Наталья Селиверстова рассказала о своём жизненном пути, искусстве и творчестве.

– Наталья, расскажите о себе и своём детстве.
– Я родилась в посёлке Нижний Одес Сосногорского района. В творческой атмосфере я находилась с детства. Мои родители работали на фабрике народных промыслов художниками по росписи, где делали изделия из дерева. Отец занимался также живописью, графикой, заочно учился на художника в Московских учебных заведениях. Художественных школ у нас не было, поэтому все азы творчества я получала дома.

– Помните первые творческие достижения?
– Моя первая выставка состоялась в 11-12 лет в кабинете ИЗО, где висело около 20 работ, которые были выполнены гуашью и акварелью. Вспоминаю, как мы с папой ходили в лес с этюдниками, красками, стульями, бумагой и рисовали природу с натуры. Дома же я рисовала различные натюрморты. Помню, очень вкусный натюрморт с копченой рыбой. Этот опыт помогает мне до сих пор.

– А когда вы осознали, что хотите быть профессиональным художником? Или вы не планировали связывать вашу жизнь с творчеством?

– Я четко поняла, что хочу связать свою профессиональную деятельность с живописью в выпускном классе. Мои одноклассники хотели учиться на юристов, нотариусов, нефтегазовую отрасль, а я поняла, что хочу рисовать и быть настоящим профессиональным художником. Поэтому после школы я поступила в Сыктывкарское училище искусств на художественно-графическое отделение.

– Ваша работа сейчас связана с творчеством?
– У меня есть основная работа, не творческая. В основном я занимаюсь информационно-консультационными услугами по здоровому образу жизни. Провожу онлайн курсы о красоте и уходе за внешность. Эта тема, как и тема творчества, интересна мне с юности. Здесь я уже большой специалист! Тема творчества и ухода за собой – главенствующие темы в моей жизни. Лишь на одном творчестве трудно прожить в нашем маленьком городе. Либо заниматься творчеством, либо административной работой и продвижением. Мне хочется больше заниматься именно творчеством. Ещё я увлекаюсь рукоделием. Создаю различные броши из перьев, бисера, страз, которые затем продаю. Сейчас же работаю над созданием видеокурса по живописи.

– Многие художники из-за постороннего мнения забрасывают свою деятельность. А для вас мнение людей важно?
– Для любого творческого человека это сложная тема. Нельзя нравиться всем. Раньше, на заре своего творчества, я прислушивалась к мнению окружающих. В последнее время мне всё равно. Я поняла, что не нужно нравиться кому-то своим творчеством, а нужно нравиться себе. Ведь творчество – визуальное выражение внутреннего мира и оно не обязано нравится всем. Люди всегда что-то советуют по поводу всего. Я этого не делаю, потому что понимаю, что художник делает так, как ему хочется. В настоящем творчестве нет понятий «правильно» или «неправильно», исключая то время, когда художник только на пути своего становления. Мне важно мнение именитых художников. Я считаю, что творчество становится более глубоким и интересным с возрастом. Художник развивается на всем своем творческом пути. Кто-то, глядя на мои старые работы, может сказать, что я стала менее жизнерадостной в плане картин, что рисую сейчас какие-то хрущевки, голубей, мусорки, столы. А я считаю, что человек не может находиться всегда в одной стадии развития. Это нормальный творческий путь художника, когда меняешься сам и меняется твое творчество. Я не понимаю тех художников, которые могут эксплуатировать одну технику и сюжеты всю жизнь.

– А как бы вы одним словом или фразой могли бы описать своё творчество?
– Моё творчество можно было назвать «в активном поиске». Это поиск сюжетов, технических моментов создания работы, новых форм, цветовых решений. Я в каком-то экспериментальном поиске.

– Существуют ли особые ритуалы, которые вы совершаете непосредственно перед началом творческой деятельности?
– Я не жду какого-то особого вдохновения. Появилась в голове какая-то картинка, образ, предмет – подошла к мольберту и начала работать без всяких подготовок, танцев с бубнами и так далее. Существует такой миф, что художники могут создавать работы лишь в состоянии алкогольного опьянения. Это не так. Настоящий мастер работает в трезвом и ясном уме, потому что живопись определённо требует концентрации и внимания ясного ума и взгляда, чтобы получилась хорошая вещь.

– У вас есть кумир,чье творчество вам близко?
– Это аспект меняется, как и моё творчеством с годами. Именно кумиров нет. Допустим, в раннем моём творчестве мне нравились французские импрессионисты – Клод Моне, Матисс. Такие солнечные пейзажи! В другой период жизни меня привлекали русские авангардисты – Кандинский, Малевич, Ларионов. Их работы размещены в Санкт-Петербурге в Русском музее. Когда приезжаю, сразу бегу туда смотреть на русских авангардистов. В какое-то время нравились наши художники-передвижники – Репин, Серов, Коровин. Каждое десятилетие меня вдохновляют разные мастера. Если чья-то картина меня вдохновляет – то это хорошая работа. Сразу хочется бежать домой, брать кисть и творить.

Мне хотелось бы вспомнить об одном человеке, кто внес большой вклад в мою творческую деятельность. Мой преподаватель Николай Павлович Бурдаев, с которым мы сразу нашли общий язык. Он помог мне после училища и предложил мою кандидатуру в рекламное агентство, где я проработала одно лето. Николай Павлович посоветовал сделать мне совместную выставку – взял меня за руку и сказал: «Половина зала мои, половина зала твои!». Опыт той выставки помогает мне и сейчас, когда я делаю уже собственные выставки или участвую в общих.

– Здорово, когда рядом есть человек, который направит на нужный путь. Расскажите о своей последней персональной выставке. Ожидается ли она в ближайшее время?
– Сейчас выставка-продажа под названием «Цветные сны» проходит в Ухте в здании Газпрома. Продлится она до конца апреля (на момент выхода интервью выставка завершилась). На ней собраны яркие 25 работ. Большая персональная выставка была в 2018 году в «Югоре». Там были представлены работы переломного характера.

– Ваши произведения наполнены позитивом и энергией. Хотелось бы узнать, какие темы вы никогда не поднимаете в своих работах?
– То, что мне психоэмоционально неприятно. Сюжеты, от которых идет негатив. Например, сюжеты с различными отрезанными головами. Никогда бы не создавала сюжеты, которые вызывают жалость. Военная тематика, фашисты, которые мучают наших партизан... Это мощно и круто сделано, но я бы никогда не стала изображать эту печальную тематику. Изуродованные искаженные тела или лица тоже не моё. В моих работах, кстати, нет изображений людей или фигур.

– Откуда вы черпаете вдохновение? Какой последний фильм или книга вас вдохновили?
– Сейчас читаю параллельно две книги. Первая – Ван Гог «Письма к Тео». Сборник писем, которые писал Ван Гог своему брату Тео, некий дневник. Вторая – Рей Брэдбери «Вино из одуванчиков». Долго искала эту книгу и купила ее в Кирове. Она мне так нравится. Так красиво написано про лето. Она вдохновила меня эмоционально. Сразу хочется лето и на дачу, теплых вечеров и зеленой травы. А из фильмов – фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Этот фильм нарисован в стиле его картин.

– Какие напутственные слова вы можете дать юным начинающим художникам?
– Нужно писать, творить и рисовать, не ориентируясь на публику. Не стремитесь нравиться всем. Рисуйте то, что чувствуете, а не то, что хотят увидеть зрители. Когда вы это поймёте, то начнёте добиваться успехов. Вы придете к своему стилю, манере, сюжетам. Не нужно ждать особенного момента. Хочется – творите здесь и сейчас! Ещё очень важно пробовать разные материалы: и масло, и пастель, и графичные материалы, и фломастер. Попробовать разные бумаги, холст. И вы найдете то, что соответствует именно вам. Чем больше всего попробуете, тем интереснее будут работы, тем интереснее будет ваш творческий путь.

Алина Бушуев, участница конкурса "ЛИСТ". 
Фотографии предоставлены Натальей Селиверстовой.

23.09.2020